- 05 октября 2018 06:32:44
- Отзывы :0
- Просмотров: 5452
Академическая психология решает, строго говоря, задачи очень ограниченного круга, рафинированные и бесконечно удаленные от реальной жизни.
Кто такой психолог? Разумеется, психолог это специалист по психологии. А что такое психология? Психология это отрасль знания, в которой изучают психику человека, ее функционирование и развитие. По М.Г. Ярошевскому, психика представляет собой высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Отсюда следует, что психика это не «нервы» и не «мозг», это вообще не субстрат, не предмет, а какая-то иная, не материальная сущность. Отличаясь от мозга, психика признается его свойством.
А нужна она человеку для того, чтобы отражать закономерности материального мира, окружающего человека. Без достаточно точного отражения этих закономерностей каждый конкретный человек не сможет жить, по крайней мере, так же хорошо, как другие люди. Надо есть и понимать, как добыть еду. Надо вступать в отношения с другими людьми и понимать, как это лучше сделать. Надо развиваться для того, чтобы удовлетворять новые желания, которые неизбежно возникают после удовлетворения старых.
Как человек с помощью своей психики может в принципе решать или в реальности решает все эти и подобные им задачи - вот об этом психология. А психолог – это человек, который в этом разбирается.
Психология это обширная дисциплина, разные области которой специализированы по и адаптированы к разным областям человеческих связей с миром. Например, связи, возникающие в группах, больших и малых, исследуются в социальной психологии. Связи, которые устанавливаются между человеком и животными в сравнении их психик между собой, изучаются в зоопсихологии. Связи, которые имеются между человеком и машиной, составляют предмет инженерной психологии. Есть также общая, прикладная, возрастная, юридическая и много других отраслей психологии.
Еще одно очень важное разделение в психологии это разделение на академическую и неакадемическую психологию.
Академическая психология зиждется на использовании научного эксперимента, как метода, который позволяет в максимальной степени объективизировать исследования. Оказывается, правда, что некоторые области человеческой жизни почти невозможно исследовать с помощью научного эксперимента. Например, психику младенца. Или мечты.
А сексуальность человека? Можно представить себе силу скандала в академических кругах, решись какое-нибудь академическое учреждение поставить научный эксперимент на эту тему.
Вот и получается, что академическая психология решает, строго говоря, задачи очень ограниченного круга, рафинированные и бесконечно удаленные от реальной жизни.
Здесь подойдет сравнение задач, которые мы все решали в учебных заведениях и задач, которые потом приходится решать на работе. Первые специально предназначены к решению и большинство из них, по сути дела, представляют собой головоломки разного уровня сложности, то есть, задачи, точное решение которых в принципе имеется и оно уже заложено в условиях задачи – нужно только найти алгоритм или точный способ решения. Задачи второго типа, скорее всего, не имеют точного решения вообще, а, следовательно и алгоритма, их методы решения эвристические, основанные на интуиции, находчивости, изобретательности и прочих качествах такого рода. Эти задачи гораздо более жизненные, жизнь вторгается в процесс их решения во всем своем многообразии. Это делает решение таких задач бесконечно трудным, но, зато реалистичным.
Не секрет, что многие отличники ВУЗов потом теряются в карьере и уступают своим менее, казалось бы, одаренным одногруппникам.
Почему? Потому, что задачи совершенно другие, жизненные, реальные и горячие.
Вот решением задач такого рода и занимаются психологи практические. Практический психолог должен иметь базовое академическое образование, хотя бы для того, чтобы понимать границы своей компетентности.
Практические психологи также бывают разные.
Например, бывают психологи, которые занимаются профессиональным консультированием. Они могут потребоваться тогда, когда человек совершает выбор профессии и его затруднения в этом выборе связаны с недостатком информации о психических аспектах деятельности в той или иной профессии. Психологи-психодиагносты могут потребоваться, например, какому-нибудь учреждению, которому нужны сотрудники с теми или иными психическими свойствами, например, очень решительные. Или бесконфликтные. Или коммуникабельные. Психологи консультанты нужны там, где необходимо консультирование людей по вопросам профессиональных, семейных или межличностных отношений.
Некоторые практические психологи обучаются той или иной психотерапии для того, чтобы можно было помогать тем людям, которые с большим трудом решают свои жизненные задачи, то есть, живут тяжело, получая от своей жизни совсем мало удовольствия и которые до некоторой степени осознают, что источники их жизненных затруднений находятся в них самих в большей степени, чем в окружающем их мире. Одним из таких терапевтических методов является психоанализ.
Кто такой психолог? Разумеется, психолог это специалист по психологии. А что такое психология? Психология это отрасль знания, в которой изучают психику человека, ее функционирование и развитие. По М.Г. Ярошевскому, психика представляет собой высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Отсюда следует, что психика это не «нервы» и не «мозг», это вообще не субстрат, не предмет, а какая-то иная, не материальная сущность. Отличаясь от мозга, психика признается его свойством.
А нужна она человеку для того, чтобы отражать закономерности материального мира, окружающего человека. Без достаточно точного отражения этих закономерностей каждый конкретный человек не сможет жить, по крайней мере, так же хорошо, как другие люди. Надо есть и понимать, как добыть еду. Надо вступать в отношения с другими людьми и понимать, как это лучше сделать. Надо развиваться для того, чтобы удовлетворять новые желания, которые неизбежно возникают после удовлетворения старых.
Как человек с помощью своей психики может в принципе решать или в реальности решает все эти и подобные им задачи - вот об этом психология. А психолог – это человек, который в этом разбирается.
Психология это обширная дисциплина, разные области которой специализированы по и адаптированы к разным областям человеческих связей с миром. Например, связи, возникающие в группах, больших и малых, исследуются в социальной психологии. Связи, которые устанавливаются между человеком и животными в сравнении их психик между собой, изучаются в зоопсихологии. Связи, которые имеются между человеком и машиной, составляют предмет инженерной психологии. Есть также общая, прикладная, возрастная, юридическая и много других отраслей психологии.
Еще одно очень важное разделение в психологии это разделение на академическую и неакадемическую психологию.
Академическая психология зиждется на использовании научного эксперимента, как метода, который позволяет в максимальной степени объективизировать исследования. Оказывается, правда, что некоторые области человеческой жизни почти невозможно исследовать с помощью научного эксперимента. Например, психику младенца. Или мечты.
А сексуальность человека? Можно представить себе силу скандала в академических кругах, решись какое-нибудь академическое учреждение поставить научный эксперимент на эту тему.
Вот и получается, что академическая психология решает, строго говоря, задачи очень ограниченного круга, рафинированные и бесконечно удаленные от реальной жизни.
Здесь подойдет сравнение задач, которые мы все решали в учебных заведениях и задач, которые потом приходится решать на работе. Первые специально предназначены к решению и большинство из них, по сути дела, представляют собой головоломки разного уровня сложности, то есть, задачи, точное решение которых в принципе имеется и оно уже заложено в условиях задачи – нужно только найти алгоритм или точный способ решения. Задачи второго типа, скорее всего, не имеют точного решения вообще, а, следовательно и алгоритма, их методы решения эвристические, основанные на интуиции, находчивости, изобретательности и прочих качествах такого рода. Эти задачи гораздо более жизненные, жизнь вторгается в процесс их решения во всем своем многообразии. Это делает решение таких задач бесконечно трудным, но, зато реалистичным.
Не секрет, что многие отличники ВУЗов потом теряются в карьере и уступают своим менее, казалось бы, одаренным одногруппникам.
Почему? Потому, что задачи совершенно другие, жизненные, реальные и горячие.
Вот решением задач такого рода и занимаются психологи практические. Практический психолог должен иметь базовое академическое образование, хотя бы для того, чтобы понимать границы своей компетентности.
Практические психологи также бывают разные.
Например, бывают психологи, которые занимаются профессиональным консультированием. Они могут потребоваться тогда, когда человек совершает выбор профессии и его затруднения в этом выборе связаны с недостатком информации о психических аспектах деятельности в той или иной профессии. Психологи-психодиагносты могут потребоваться, например, какому-нибудь учреждению, которому нужны сотрудники с теми или иными психическими свойствами, например, очень решительные. Или бесконфликтные. Или коммуникабельные. Психологи консультанты нужны там, где необходимо консультирование людей по вопросам профессиональных, семейных или межличностных отношений.
Некоторые практические психологи обучаются той или иной психотерапии для того, чтобы можно было помогать тем людям, которые с большим трудом решают свои жизненные задачи, то есть, живут тяжело, получая от своей жизни совсем мало удовольствия и которые до некоторой степени осознают, что источники их жизненных затруднений находятся в них самих в большей степени, чем в окружающем их мире. Одним из таких терапевтических методов является психоанализ.