• 03 октября 2018 10:01:12
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 3208
  • 0
Психоаналитик предполагает, что пациент воспользуется методом свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациент свободно говорит все, что ему приходит в голову в настоящий момент.

Психоанализ составляет кластер теорий о структуре, функциях и развитии ментальных аспектов жизни человека, теорий о психопатологии и теорий о лечении. Приложение этих теорий к практике формирует базис как специальной формы психотерапевтического лечения – психоанализа, так и базис общих технических принципов психодинамических психотерапий.

То есть, психоанализ это не только метод лечения психических расстройств и, шире, способ оказания психологической помощи, но и глубокая психологическая теория о всех аспектах человеческой мотивации, поведения, развития и отношений.

«Наша новая психология», — как говорил З. Фрейд, который сформулировал самые первые психоаналитические теории и начал применять их в своей лечебной практике.

Поэтому, люди, взявшие эти теории на вооружение, часто используют их не только для лечения психических расстройств других людей, но и прикладывают их к разным другим областям деятельности, в которых проявляет себя их психика: к литературе, драматическому искусству, к педагогике, к юриспруденции, к корпоративным отношениям и так далее.

Итак, помимо практического метода, психоанализ это психологическая теория, одна из многих психологических теорий, которые используются людьми для понимания самих себя: того, как они устроены, того, как функционирует их психика, почему они ведут себя так или эдак. Других психологических теорий много, они известны: например, это бихевиоризм. Или гештальтпсихология. Или экзистенциальная психология, а также многие другие. От всех остальных психологических теорий психоанализ отличается, прежде всего, тремя общепризнанными аспектами.

Первое. Это положение о примате или о ведущей роли бессознательного. Бессознательным называется совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека.

Второе.  Это положение об инфантильной, то есть, о детской сексуальности. Здесь имеется в виду, что ребенок наделен эротическим влечением с рождения, но это влечение отличается от сексуального влечения взрослого человека. Инфантильная сексуальность это не «про секс».

Третий аспект составляет положение о бессознательном переносе пациентом на психоаналитика своих чувств и отношений, проявлявшихся ранее по отношению к другим лицам, особенно к значимым фигурам детства.

История и постановка вопроса. Психоанализ возник в конце XIX века, главным образом, благодаря таланту и целеустремленности З. Фрейда, венского врача. Он понимал создаваемую им дисциплину и как метод изучения устройства человеческой психики и как метод лечения психических расстройств разной степени тяжести. Новизну и уникальность метода, в первую очередь, составило открытие влияния неосознаваемой части психики человека на его развитие и его способности, на его мысли и поступки, на его отношения с другими людьми, на его телесное и психическое здоровье.

Неосознаваемое или бессознательное в психике можно сравнить с подводной, невидимой и большей частью айсберга, которая, в основном, определяет его путь и судьбу.

Если осознать прежде бессознательное и понять, как оно влияет на жизнь, можно решить почти любые свои проблемы. Это одно из базовых обобщений психоанализа, материалом для которого исторически впервые стали ход и результаты лечения пациентов с диагнозом истерии, а затем и с другими диагнозами. Именно тогда психоанализ был представлен как психология бессознательного, а сам З.Фрейд стал первым психоаналитиком.

Но почему это так? И что же там, в бессознательном? И что происходит на практике?

В психоанализе не отрицается влияние генотипа человека и биохимии его мозга на причины возникновения душевного и телесного неблагополучия любого рода. Но центр тяжести психоаналитических исследований и клинического или, говоря иначе, практического психоанализа приходится на психологические источники житейских проблем, психических расстройств и даже заболеваний тела.

Кто и как воспитывал человека в раннем детстве, как это повлияло на ход его развития – признается здесь в качестве того вклада в формирование личности, с которым в психоанализе имеют дело.

Соответственно, личностные проблемы, для разрешения которых, в основном и обращаются к людям, практикующим психоанализ, рассматриваются с психологической стороны. И метод лечения также психологический.
 
Это относится к теории. Детства без проблем не бывает. Каждый из нас может вспомнить свои детские обиды и наказания, которым мы подвергались, были ли они тяжелыми или легкими, постоянными или эпизодическими, телесными или воздействующими, скорее, на психику. Все мы помним что-то, что мы хотели получить, но не получили. Либо потому что было нельзя, либо потому что это казалось невозможным. Возможно, что-то мы боялись взять сами.

Мы помним многое, но не все.

Большая часть наших физических и душевных травм забыта.

Часто мы знаем, чего мы хотим, но далеко не всегда это так. Иногда то, что мы хотим, представляется нам недостижимым. Хочется влюбиться, но не получается. Хочется заработать деньги, но не выходит. Хочется не испытывать боли, унижений, страха, подавленности, но и здесь мы можем чувствовать, что нам далековато не только до идеала, но и до жизни более или менее сносной. Мы пытаемся понять, почему это так, но эти попытки нас не удовлетворяют, равно, как и попытки действовать, принуждая себя, стараясь не обращать внимания на проблемы.

В учении о психоанализе предполагается, что мы можем понять, чего мы хотим на самом деле и как сделать так, чтобы свободно осуществлять свои желания. Для этого нужно соединить то, что мы знаем о себе и своих желаниях с тем, что мы о себе не знали никогда либо забыли.

Бессознательное и есть во многом то, что мы не знали или забыли.

Знать или не забывать когда-то было опасно, например, потому, что мы могли быть наказаны. А теперь незнаемые и забытые желания действуют подобно мощному магниту, притягивая к себе то, что хочется сейчас, скрывая эти желания от нашего сознания. Заодно искажая наши отношения с собой, в том числе со своим телом, с другими людьми, с профессией, с деньгами, с миром вообще: то есть с тем, на что наши желания бывают направлены.

Так психоанализ выглядит. Клинический психоанализ проводится в отдельном кабинете. В нем всегда находятся только двое – психоаналитик и его пациент. Там есть кушетка, на которой пациент может лежать. Психоаналитик при этом сидит в кресле за его спиной. В кабинете также имеется источник света, способный давать мягкое, рассеянное излучение. Общая атмосфера, скорее, расслабляющая и успокаивающая. Во время психоаналитического сеанса никто другой не входит в кабинет. Психоаналитику не следует выходить из кабинета, перемещаться по нему и отвечать на телефонные звонки. Продолжительность сеанса фиксированная, и обычно она составляет 45 или 50 минут. Пациент приходит к заранее определенному началу сеанса и покидает кабинет по его окончании. Минимальная периодичность сеансов для того, чтобы они могли называться психоаналитическими – три раза в неделю. Оплата производится по договоренности. Размер и порядок оплаты могут свободно обсуждаться. Все внешние параметры психоаналитического процесса стабилизируются, и пациент не может изменить любой из них только по своему желанию.

За пациентом, естественно, всегда остается право прервать психоанализ либо психоаналитический сеанс тогда, когда он сочтет нужным это сделать. Однако, практически, в успешном анализе время его завершения обсуждается.

Что происходит: аналитический процесс. Во время сеанса пациент может говорить обо всем. Это приветствуется. О работе и о семье; о здоровье и о природе; о сексе и о психоаналитике, – какую бы тему пациент не затронул, он всегда может рассчитывать, что будет выслушан, и его постараются понять.

Психоаналитик предполагает, что пациент воспользуется методом свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациент свободно говорит все, что ему приходит в голову в настоящий момент.

Это может казаться пациенту странным, скучным, веселым, неуместным или даже оскорбительным, но в любом случае пациента никак не будут за это порицать либо наказывать каким-либо другим образом.

Это тот случай, когда каждое лыко в строку. Здесь пациенту отводится ведущая роль. Он солирует, а психоаналитик аккомпанирует ему. Психоаналитик старается разглядеть скрытые и подавленные желания пациента и в словесной форме сообщить ему о них. Психоаналитик понимает и даже рассчитывает, что желания пациента, а также сопровождающие их тревоги, сомнения, страдания, а также различные чувства – от ненависти до любви – будут постепенно сосредотачиваться на нем самом, на психоаналитике, как это обычно бывает в длительных отношениях между двумя людьми. Можно сказать, что все душевное неблагополучие пациента или, жестче, его психическое расстройство находит свое выражение в аналитическом кабинете. И вот, когда оно находится здесь и сейчас, с ним гораздо удобнее иметь дело, чем когда оно проявляет себя «там» и «тогда».

Для того чтобы пациент и психоаналитик могли обращаться с этим, в обычных условиях взрывоопасным материалом, психоаналитик старается создать необычные условия, безопасные для обоих.

Этому служит принцип благожелательной нейтральности, соблюдаемый психоаналитиком.

Принцип абстиненции, а, иначе говоря, воздержания, позволяет психоаналитику не вставать на скользкий путь прямого либо косвенного удовлетворения желаний пациента. Психоаналитик дает пациенту возможность осознать их, поговорить о них, рассмотреть, «пощупать», и понять, наконец, как же их исполнить, но не здесь, не в кабинете, а там, в жизни. Так высвобождаются возбуждающие желания. То, что раньше вызывало «взрывы» в жизни пациента или «взрывалось» в его теле, превращается в плавно перетекающую энергию. То, что раньше зажимало пациента изнутри, изо всех сил страхуя его от таких «взрывов» и делая его жизнь серой и скучной, расслабляется и дает пациенту возможность доступа к скрытой в потенциальном «взрыве» энергии. Энергии, которая дает возможность любить и работать в согласии с принципом удовольствия в контексте реальности.

Такой, собственно, З. Фрейд и видел цель терапевтического применения психоанализа.

Принято считать, что в успешном случае психоанализа у пациента остается «остаточный невроз, который не мешает жить».

О психоаналитиках - кто практикует психоанализ. Термины «психоанализ» и «психоаналитик» в России не защищены законом. Это означает, что каждый, назвавший себя психоаналитиком и практикующий то, что он называет психоанализом, является безупречным с юридической точки зрения.

Такая же ситуация сохраняется в большинстве других государств. Известные мне исключения: Германия, Италия, Финляндия и германоязычные кантоны Швейцарии.

В связи с этим мировое психоаналитическое сообщество, преследуя корпоративные интересы и, желая защитить себя от авантюристов и «дикого» психоанализа, выработало ряд критериев, признаваемых им самим в качестве необходимых для подготовки психоаналитиков:
•    Личный психоанализ у психоаналитика, закончившего, в свою очередь, личный психоанализ,
•    Теоретическая подготовка, заключающаяся в изучении теории психоанализа, чужих клинических психоаналитических случаев, учебе на семинарах, школах по психоанализу,
•    Ведение собственных клинических случаев под руководством более опытного психоаналитика в виде консультаций (супервизии).

О некоторых особенностях психоанализа вкратце.
•    проводится серьезно,
•    направляется на поиски психологической правды, без всяких лживых уверток,
•    ориентирован на понимание,
•    всегда размещается на стороне пациента,
•    ориентирован на работу с бессознательными элементами опыта,
•    проводится для поиска возможностей осознания скрытых мотивов,
•    используется для работы с сопротивлениями,
•    направляется на разрешение внутренних конфликтов,
•    используется для работы с символическими элементами психики,
•    предназначен способствовать замене старых психологических защитных механизмов на более адаптивные,
•    ориентирован на достижение и закрепление нового способа функционирования,
•    не обучает,
•    не советует, не рекомендует и не «прописывает»,
•    не направляется на отреагирование переживаний в действиях,
не направляется на поиск «приятных» смыслов и не ублажает пациентов.

 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.