• 03 июля 2019 13:12:14
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 1187
  • 0

Существеннее оказывается не тип расстройства или характер проблемы, а реальная совместная работа психоаналитика и пациента на нескольких первых сеансах.

Пациенты часто интересуются тем, для лечения каких расстройств и для решения проблем какого типа используется психоанализ. Также, очень часто того или иного пациента волнует, имеет ли данный психоаналитик опыт лечения расстройства, которым он, пациент, страдает. Или работает ли именно этот психоаналитик с проблемами такого рода, которые есть у пациента?

Попытаемся прояснить ситуацию.

Психоаналитик, проводя психоанализ или психоаналитическую терапию, имеет дело не с расстройством, не с проблемой, а с человеком. Со всем тем, что составляет его личность, его индивидуальность, его характер. Его историю и, разумеется, его актуальное состояние, расстроенное или проблематичное.

Базовое психоаналитическое предположение заключается в том, что это актуальное состояние пациента имеет свои причины, коренящиеся в том, как он жил и развивался, начиная с самого раннего детства с его глубоко личными обстоятельствами.

Для повышения надежности и качества работы психоанализ всегда направляется на глубинные, фундаментальные изменения. А поскольку фундамент закладывается в прошлом, то фокус внимания психоаналитика все время смещается с симптомов пациента на особенности его развития. Особенно на те препятствия развитию, на которых оно замедляется или фиксируется, что оказывает решающее влияние на последующее формирование расстройств и возникновение проблем, на их тип и на их характер.

Поэтому тип расстройства или род проблемы дает ценную информацию о том, куда и насколько глубоко нужно идти, чтобы разблокировать возникшую на препятствии заминку.

Но гораздо важнее способность пациента практически это делать, идти, продвигаться.

Эта способность, в свою очередь, зависит, в основном, от уровня его развития, от его зрелости, силы его мотивации и еще от некоторых других особенностей его психики, а также от взаимодействия пациента и психоаналитика, на которое решающее влияние оказывает отношение пациента к специалисту.

Психоаналитик должен все это оценить и представить себе, сможет ли он достаточно эффективно помочь пациенту с помощью психоанализа либо психоаналитической терапии. Это требует некоторого времени, обычно нескольких сеансов, на которых психоаналитик принимает для себя решение о возможности оказания им помощи конкретному пациенту и о виде такой помощи.

Таким образом, существеннее оказывается не тип расстройства или характер проблемы, а реальная совместная работа психоаналитика и пациента на нескольких первых сеансах.

Если изложенная постановка вопроса вас устраивает, то, вполне вероятно, психоанализ вам подойдет.

Однако, Международная Психоаналитическая Ассоциация (МПА) проводит разделение по признаку возраста пациентов. Большинство психоаналитиков работают только со взрослыми пациентами. Некоторые – и с взрослыми и с детьми. Другое разделение проводится МПА в отношении пациентов-кандидатов, находящихся в психоаналитическом тренинге. Для того, чтобы проводить официальный учебный психоанализ, психоаналитик должен иметь квалификацию тренинг-аналитика. Это второе официальное разделение между психоаналитиками по основанию какой-либо принадлежности их пациентов, других официальных разделений нет.

Например, не бывает так, чтобы одни психоаналитики специализировались на каких-то расстройствах или проблемах, а другие – нет.

Психоаналитик, принимающий пациентов с депрессией, но отказывающий в приеме пациентам по причине их обсессивно-компульсивного или панического расстройства это нонсенс

Не существует также разделения психоаналитиков по полу, социальному и семейному статусу пациентов, их сексуальной ориентации, этнической и конфессиональной принадлежности и так далее.

Тем ни менее, действительно, существует история специализации психоанализа применительно к типу психических расстройств. Как известно, З.Фрейд впервые применил психоанализ по отношению к пациентам, страдающих истерией. Затем, постепенно, психоанализу начали подвергать пациентов с иными расстройствами. За длительное время, прошедшее с начала использования психоанализа, его теоретическая и техническая базы изменились настолько, что круг психических расстройств и расстройств поведения у пациентов, проходящих психоанализ, стал очень широк. Перечислим блоки некоторых из них, прямо по МКБ–10 (Международная Классификация Болезней, десятый пересмотр):

    Расстройства настроения (аффективные расстройства): депрессивные и биполярные расстройства.

    Невротические, связанные со стрессами и соматоформные расстройства: фобические (агорафобия, социальная фобия, специфические (изолированные); другие тревожные расстройства (паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, смешанное тревожное расстройство); обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и навязчивые ритуалы); реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации; диссоциативные (конверсионные) расстройства; соматоформные расстройства (соматизированные, ипохондрические, болевые).

    Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами: расстройства приема пищи; расстройства сна; сексуальные дисфункции, не обусловленные органическими нарушениями или болезнями.

    Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте: специфические расстройства личности (параноидное, шизоидное, эмоционально неустойчивое, истерическое, ананкастное, тревожное, зависимое и другие); расстройства привычек и влечений (патологическое влечение к азартным играм, пиромания, клептомания, трихотилломания); расстройства половой идентификации; расстройства сексуального предпочтения; психологические и поведенческие расстройства, связанные с половыми предпочтениями и ориентацией.

    Нарушения психологического развития: специфические расстройства развития речи и языка; специфические расстройства развития учебных навыков; общие расстройства психологического развития.

    Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте: гиперкинетические; расстройства поведения; эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста; расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возраста; тики.

Далеко не всегда проблематика психоаналитических пациентов удовлетворяет критериям МКБ, возможно, даже чаще она является не настолько выраженной, чтобы соответствовать медицинскому диагнозу, кстати, всегда гипотетическому.

Поэтому имеет смысл взять другой ракурс и обыденным языком перечислить некоторые типичные проблемы, с которыми сталкиваются психоаналитические пациенты.

В общем и целом это люди, которых больше не устраивает та жизненная ситуация, в которой они находятся. Людей могут не устраивать они сами, их отношения с другими людьми либо их профессиональная ситуация.

Точнее, к помощи психоаналитика прибегают тогда, когда переживают страдания, которые в какой-то момент становятся слишком сильны.

Ощущение пустоты и бессмысленности жизни, безрадостность существования, скука и апатия, панические атаки, низкая самооценка, хроническая усталость, сильная тревога, страхи, навязчивости, вина, бессонница, психосоматические проблемы, зависимости, конфликты в любовных и профессиональных отношениях, ревность, обиды, раздражительность, потеря близкого человека в результате его смерти, развод, увольнение и многие другие неприятности и проблемы.

 

 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.